Top.Mail.Ru
? ?

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у nabbla1 в Электроснабжение метрополитенов
электроснабж
Удивительное-рядом. Каждый день катаешься на метро, и сложно даже вообразить, насколько оно больше внутри, какой айсберг зарыт в глубине, закрытый от постороннего взора.
Если я скажу, что на каждой тяговой подстанции установлен и успешно работает плазменный двигатель 200-мегаваттного класса (и не один, а по крайней мере два и еще пара десятков поменьше), то не сильно попру против истины. Только называют его по-научному "Быстродействующий выключатель с дугогасительной камерой магнитного дутья", чтобы никто не догадался, не иначе!
Один-единственный поезд метро при разгоне потребляет около 4.5 МВт мощности (ток через контактный рельс более 5000 ампер), а одна подстанция может снабжать сразу два поезда, итого 9 МВт. Если внезапно случится короткое замыкание, может пойти ток еще раз в 10 выше, и нужно его быстро разомкнуть. Тут-то и начинаются проблемы. Как только контакты выключателя разъединяются, между ними возникает электрическая дуга, и даже когда контакты отойдут на почтительное расстояние, затухать она вовсе не желает - ионизированный воздух имеет чрезвычайно низкое сопротивление, подкачка мощности - еще какая! Что ж ей гаснуть? Конечно, конвекцией дугу относит вверх, но процесс этот неспешный, пока она поднимется, защищать уже будет нечего. Поэтому нужен был какой-то способ эту дугу поскорее "сбить".
vem1
Метод потрясающий: весь ток проходит через несколько витков катушки с сердечником, создающей магнитное поле, перпендикулярное направлению электрической дуги. За счет силы Ампера дуга выталкивается вверх, где она вынуждена идти по более длинному пути, через керамические пластины, быстро забирающие с нее тепло. Всего 20мс уходит, чтобы дуга прошла расстояние примерно в человеческий рост и, наконец, исчезла.
vem2
Ровно по такому принципу работают и плазменные движки космического назначения, разве что мощности там пока совсем скромные.

P.S. Видео, как на обычной, наземной трансформаторной подстанции, как размыкают цепь 500кВ:

Об этом и многом другом читайте в только что отсканированной книжке "Электроснабжение метрополитенов". Как обычно, торрент и прямая ссылка

[Оригинальная обложка книги]

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
ahiin
Jun. 26th, 2013 05:52 am (UTC)
Мой друг в аспирантуре занимался расчетами таких прерывателей.
2born
Jun. 26th, 2013 06:06 am (UTC)
ЗдОрово! А он тоже математик?
ahiin
Jun. 26th, 2013 06:09 am (UTC)
Ага.
2born
Jun. 26th, 2013 06:10 am (UTC)
Я почему-то так и думал))) А что ж господа инженерА - сами не могУт? ))))
ahiin
Jun. 26th, 2013 06:11 am (UTC)
Трехмерное нестационарное нелинейное уравнение в частных производных четвертого порядка?
2born
Jun. 26th, 2013 06:12 am (UTC)
:)))) Так я и думал, просто над инженерами поприкалывался))) Чтоб себя помнили)))
ahiin
Jun. 26th, 2013 06:13 am (UTC)
))
the_toad
Jun. 26th, 2013 03:48 pm (UTC)
(мрачно) всё б вам над инженерами прикалываться. А я вот, например, вообще электричества не люблю, потому что его ни хрена не видно. Вот ежели у меня иприт там, или там синильная кислота, или там фосгенчик намороженный жидкий, то его видно и взвесить можно. А электричество ваше - то ли оно есть, то ли нету. А потом оно кааак ёбнет!

Не, не люблю.
2born
Jun. 26th, 2013 03:49 pm (UTC)
И правильно!
the_toad
Jun. 26th, 2013 03:55 pm (UTC)
Я тут мешалочку перебирал, меня отвлекли, и я на корпус вместо защитного нуля фазу подключил. Ну за что мне это ваше электричество любить? Оно вечно где-то прячется, а потом меня кааак по рукам треснет...
2born
Jun. 26th, 2013 04:07 pm (UTC)
Брррр!
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2024
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Page Summary

Comments

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars