2born (2born) wrote,
2born
2born

Электротехника - это обалденно!

Оригинал взят у nabbla1 в Электроснабжение метрополитенов
электроснабж
Удивительное-рядом. Каждый день катаешься на метро, и сложно даже вообразить, насколько оно больше внутри, какой айсберг зарыт в глубине, закрытый от постороннего взора.
Если я скажу, что на каждой тяговой подстанции установлен и успешно работает плазменный двигатель 200-мегаваттного класса (и не один, а по крайней мере два и еще пара десятков поменьше), то не сильно попру против истины. Только называют его по-научному "Быстродействующий выключатель с дугогасительной камерой магнитного дутья", чтобы никто не догадался, не иначе!
Один-единственный поезд метро при разгоне потребляет около 4.5 МВт мощности (ток через контактный рельс более 5000 ампер), а одна подстанция может снабжать сразу два поезда, итого 9 МВт. Если внезапно случится короткое замыкание, может пойти ток еще раз в 10 выше, и нужно его быстро разомкнуть. Тут-то и начинаются проблемы. Как только контакты выключателя разъединяются, между ними возникает электрическая дуга, и даже когда контакты отойдут на почтительное расстояние, затухать она вовсе не желает - ионизированный воздух имеет чрезвычайно низкое сопротивление, подкачка мощности - еще какая! Что ж ей гаснуть? Конечно, конвекцией дугу относит вверх, но процесс этот неспешный, пока она поднимется, защищать уже будет нечего. Поэтому нужен был какой-то способ эту дугу поскорее "сбить".
vem1
Метод потрясающий: весь ток проходит через несколько витков катушки с сердечником, создающей магнитное поле, перпендикулярное направлению электрической дуги. За счет силы Ампера дуга выталкивается вверх, где она вынуждена идти по более длинному пути, через керамические пластины, быстро забирающие с нее тепло. Всего 20мс уходит, чтобы дуга прошла расстояние примерно в человеческий рост и, наконец, исчезла.
vem2
Ровно по такому принципу работают и плазменные движки космического назначения, разве что мощности там пока совсем скромные.

P.S. Видео, как на обычной, наземной трансформаторной подстанции, как размыкают цепь 500кВ:

Об этом и многом другом читайте в только что отсканированной книжке "Электроснабжение метрополитенов". Как обычно, торрент и прямая ссылка

[Оригинальная обложка книги]

Tags: Мегаучебник или Что я читал и похвалил, образование, популяризация, техника
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments